Теодор Курентзис и musicAeterna завершили турне

23

Мария БабаловаЗа две недели путешествия Теодор Курентзис и его музыканты, взяв старт в Санкт-Петербурге, дали десять концертов в восьми городах. Уже позади Москва, Мадрид, Барселона, Севилья, Бари и Турин. Сегодня заключительное выступление состоится в Болонье на сцене Театра Мандзони. В программе тура Фортепианный концерт N 24 и «Реквием» Моцарта с изысканной «паузой» на одночастный Концерт для клавира и струнного оркестра Бортнянского. Везде ажиотаж и все билеты проданы, несмотря на их немалую цену.

Смысловой и эмоциональной основной программой, безусловно, является «Реквием» Моцарта. И, например, в Болонье «прелюдией» к моцартовской мессе станут лишь несколько песнопений древней византийской традиции, а в Москве под сводами Римско-католического кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии «Реквием» прозвучал без каких-либо дополнений, оставив неизгладимое, подлинно сакральное впечатление.

Нет в мире музыкального произведения, более окутанного туманом мифов, как биографических, бытовых, так и мистически-художественных, чем моцартовский «Реквием». Это породило как много неправды, так и немало иных шедевров искусства во всех жанрах и стилях от маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» до кинофильма Милоша Формана «Амадей».

Работу над «Реквиемом» — траурной заупокойной мессы, как известно, прервала смерть Моцарта. И по просьбе вдовы композитора Констанцы, которая, есть основания полагать, действовала из коммерческих побуждений, партитуру заканчивал уже сонм авторов от Франца Ксавера Зюсмайера, Йозефа Леопольда Эйблера и других, в том числе анонимных композиторов.

Читать также:
Выставки 2022: Рембрандт в Еврейском музее и Индия в Третьяковке

В итоге зимой 1792 года графу Францу фон Вальзеггу был передан «Реквием». Он анонимно заказал его, чтобы выдать за собственное сочинение во время исполнения в годовщину смерти супруги.

Премьера «Реквиема» состоялась лишь 14 декабря 1793 года в Вене в церкви Цистерцианцев.

Для Теодора Курентзиса моцартовский «Реквием» — это одно из ключевых произведений в творческой биографии. В этот раз квартет солистов получил обновленный расклад: сопрано Елизавета Свешникова, контратенор Андрей Немзер, тенор Егор Семенков (все — голоса хора musicAeterna, не яркие, но очень точно звучащие) и сильный бас Алексей Тихомиров из «Геликон-Оперы».

Исполнение неизменно строится на богатейшем и вдохновенном опыте Курентзиса барочного музицирования по правилам исторически информированного звучания с характерными тембрами аутентичных инструментов.

И в начале исполнение, строгое, технически безупречное, кажется не только аскетичным, но и смиренным. Но с каждой следующей частью, по мере продвижения к финалу все отчетливее и мощнее возникает понимание того, что «Dies Irae (День гнева) превратит мир в пепел». И даже прекрасная Lacrimosa («Плач») не спасет, если человечество, наконец, не услышит отчаянного призыва очнуться ото сна и не сможет осознать, как коротка, мимолетна и хрупка жизнь и ее красота.