В Доме-музее Герцена на Арбате отметили 100-летие Булата Окуджавы

5

Андрей ВасянинОкуджава не любил отмечать свой день рождения публично и старался на это время уехать. На вернисаже Ирена Желвакова, заведующая Домом-музеем Герцена (отделом Гослитмузея имени Даля), рассказала, что единственным исключением был этот дом, куда Булат Шалвович всегда был рад прийти.

В доме на Сивцевом Вражке — выставка-воспоминание о дружбе музея и поэта «Булат Окуджава, его друзья и знакомые в Доме-музее Александра Герцена». Выставка лирическая, ностальгическая, собранная из личных архивов и фондов музея. То, что хранится в домашних альбомах, для экспонирования не предназначенное и потому уникальное.

Ноябрь 1983, Окуджава с гитарой — фото черно-белое: низ гитары «обрезан», по всему снимку царапины. Рядом, на другом любительском фото — зал Дома-музея, забитый публикой 1980-х. Кроме Окуджавы на вечере «Арбат, мое Отечество» выступали и на этих фото запечатлены его приятели — среди них писатель Анатолий Рыбаков, читавший еще не опубликованный роман «Дети Арбата»…

«В склянке темного стекла из-под импортного пива роза красная цвела…». Роза в темной бутылке, стоящая между витринами, подводит зрителя к Окуджаве-прозаику. Критика в свое время не оценила его первый роман «Путешествие дилетантов» (вот под стеклом — его первое, 1979 года, издание) — но были и те, кто его поддержал…

Читать также:
Как провести время поклоннику литературы: пять летних фестивалей в России

В четырех витринах выставки места немного, раритеты под стеклом теснятся. Рядом с книгами и дисками о декабристах — написанные аккуратным окуджавским почерком письма Давиду Самойлову и Виктору Некрасову. «Я сижу и сочиняю новый «исторический» сюжет, чтоб не подмочить репутацию», — пишет поэт автору повести «В окопах Сталинграда». Рядом — листок с некрасовским автопортретом и профилем Окуджавы.

В музее и сегодня работают люди, лично знакомые с поэтом. Они успели запечатлеть атмосферу Музея Герцена, одной из точек притяжения московской интеллигенции тех лет. Ее на выставке и сейчас много — с полароидных фото смотрят еще живые и бодрые Наум Коржавин, Баталов, Искандер, Горин и Паперный. А еще Лев Разгон, Виктор Берковский, Андрей Битов, Олег Чухонцев, Сергей Юрский — все они тут, в стенах дома на Сивцевом Вражке.

Пели и читали стихи в этом доме невдалеке от Арбата, по которому еще ходили трамваи. Миф об Арбате — еще одна сквозная тема выставки. Его начинали создавать Борис Зайцев, Михаил Осоргин, Андрей Белый, московские фотографы и храмостроители, произведения которых украшают последний стенд выставки. А продолжил этот миф и, возможно, завершил Булат Окуджава: родной Арбат остался в десятках его стихотворений.