В «Геликон-опере» поставили «Императора Атлантиды»

102

Мария БабаловаЭта малоизвестная опера была написана в концлагере Терезин чешским композитором Виктором Ульманом, погибшим в газовой камере Освенцима в октябре 1944-го. Премьеру в «Геликоне» решили приурочить к 80-летию создания оперы. Худрук театра Дмитрий Бертман отдал постановку в руки молодых — дирижеру Елене Сосульниковой и режиссеру Вадиму Летунову, которых поддержал опытный театральный художник Ростислав Протасов. Оперу-манифест «Император Атлантиды, или Неповиновение смерти» представили в Белоколонном зале княгини Шаховской.

Партитуру оперы нашли лишь в 1975 году благодаря библиотекарю гетто Терезиенштадт. Премьера в «Геликоне» состоялась именно в те дни, когда работу этой фабрики смерти остановили советские войска: из 140 тысяч узников только 17 247 повезло выжить.

Почти за два года пребывания в Терезинском гетто Виктор Ульман, ученик Арнольда Шёнберга, написал два десятка произведений, в том числе три фортепианные сонаты, струнный квартет и оперу «Император Атлантиды», которую показали в лагерном театре и сочли сатирой, в результате чего Виктор Ульман и его либреттист Франц Петер Кин оказались в газовой камере.

Сочинение Виктора Ульмана — мощное антифашистское произведение, как предостережение потомкам

Это лаконичное, но глубокое произведение о «жизни, которая разучилась смеяться, и о смерти, которая разучилась плакать», без пафоса и прямолинейной плакатности. Смерть — такая же часть жизни, как Искусство или Любовь. Но в опере Смерть бросает свой меч и отказывается «работать», в ужасе от массового механизированного кошмара войны. А диктатор впадает в детство, ибо Смерть ставит злодею ультиматум: если он хочет, чтобы все продолжали умирать, то правитель должен сделать это первым.

Читать также:
На экраны в РФ вышел фильм "Запретная страсть" - ремейк недавней "Королевы сердец"

Сочинение Виктора Ульмана, как и моноопера «Дневник Анны Франк» Григория Фрида, литературной основой которой стал текст дневника еврейской девочки-подростка, или камерная опера «Белая роза» Удо Циммермана на либретто Вольфганга Виллашека, посвященная студентам Мюнхенского университета, которые организовали в 1942 году группу Сопротивления, — это прежде всего мощные антифашистские произведения искусства, как предостережение потомкам.

Арлекин (Виталий Фомин) и Смерть (Дмитрий Скориков) скитаются по миру. Появляется Барабанщик (Ольга Спицына), который оглашает указ Императора (Константин Бржинский) о войне на всеобщее уничтожение, где самочинно определил Смерть своим союзником… Но даже ему не под силу отменить Любовь между Солдатом (Сергей Абабкин) и Девушкой (Александра Соколова), которым за волю и чистоту чувства дарована дорога в Рай…